воскресенье, 25 октября 2009 г.

Мои друзья.


В нашем доме на ул.Советской Армии 27 было 8 квартир, в каждой квартире жили по три семьи. Конечно же, здесь были дети, среди которых и прошло моё детство.Возможно, я кого-то уже забыла и даже не смогу назвать, но тех, с кем мы постоянно играли и много общались, наверное, я смогу назвать. У моего брата было два, так сказать, основных друга - это Шурка Маслов и Толька Тумаков, я их помню, так как на правах младшей сестры я тоже постоянно с ними играла, тем более, что у Шурки была сестра Танька, помладше меня на год - вот она волей судьбы и была в то время моей основной подругой, так как и я, она была навязана своему старшему брату. Мальчишкам мы часто мешали и они старались от нас избавиться как могли, прятались от нас, убегали на болото...Мы с Танькой не очень-то и страдали от этого, сами находили себе занятие, играли в сарайках в куклы, бегали смотреть как большие девчата с парнями гуляют... Это так смешно вспоминать теперь! У нас во дворе были свалены брёвна, не знаю зачем и для чего, вот на них-то и происходили эти свидания. Мы чётко знали, что во столько - то часов Надька Антонова будет там с кем-то, а потом там будем Галька Мордовкина и т.д. Откуда мы это знали - я не знаю, но об этом знал весь наш дворовый детский мир! Кто с кем и в кого влюблён. А Надьке - то Антоновой самой всего лет 7 или 8 было в то время! Самая старшая из нашего двора была Галька Мордовкина, года на 4 меня старше. Мордовкина - это не фамилия её, у неё была мать Поля - мордовка, вот и Галку звали Мордовкина. Её мать часто меняла своих сожителей и вот так случилось, что от одного из сожителей матери и Галька забеременила и родила, когда ей было всего 15 лет. Я уже тогда не жила в этом доме, а приезжала к Коке, мы ходили смотреть на её мальчика, которого назвали Вовой и с которым она жила в сарае, куда её переселила мать. Ей приносили женщины какие-то детские одёжки, игрушки и еду для неё и ребёнка, так и вырастила она его. О дальнейшей судьбе их я ничего не знаю...
Помню ещё Сашку Чибышева - это мой ровесник был, Бусыгиных Юрку с Наташкой. Оба толстые, как два шарика катались. Конечно же, Юрка имел распространённое прозвище - Жиртрест, Жирный и т.п. Он злился и бегал за нами, но нас разве ему догнать! Уже будучи взрослыми мы как-то с братом встретились с ним и даже были у него в гостях. Он и сейчас такой же толстый. Я очень долго до пяти лет говорила плохо, не выговаривала многие буквы и от этого другие дети надо мной смеялись и дразнили. Вот так читала стихи. например: "Осень наступила, высохли тити и глядят уныло голые тити"...А ещё камнем преткновения для меня было слово "фуражка". Мальчишки собирались в кружок и приставали ко мне: "Скажи фуражка". Я старательно произносила , не понимая, почему это слово вызывает у них просто гомерический хохот? Представьте, что я произносила, если вместо ф я произносила х, а вместо ра говорила я?
Особое место в моей жизни занимала, конечно же Алька Лелюхина. У неё был старший брат Славка, самый главный хулиган, а ещё младшие сестра и брат. Но Алька была особым человеком, главной достопримечательностью нашего двора. Она была совершенно слепой, странной девочкой, она жила в каком-то своём мире..Я помню, как она всё время, сложив пальцы щепотью мелкими движениями постукивала по внутренним уголкам своих глаз и приговарила что-то вроде "Хочу видеть, хочу глядеть, ну, почему у меня нет глаз" и т п. Или она бегала вокруг дома, держась за стенку, как-то странно высоко поднимая колени. У меня просто стоит это в глазах. Мальчишки иногда отводили её от стены дома, а потом бросали, она терялась, плакала, не знала куда идти. Когда стала постарше, уже научилась ориентироваться во дворе. Мы любили и жалели её, принимали в свои игры, она любили слушать, когда мы играли в школу. Она умела хорошо петь и часто пела для нас и просто для себя. Приходила к нашему подъезду, садилась на ступеньки и пела, постепенно увлекалась и пела очень громко. Кока её очень любила и Алька всегда ходила к ней, тем более, что дома её все не любили и плохо кормили, давали объедки от других детей, а иногда Славка просто издевался и давал ей корм для кошки, который оставался в миске. Мать с отцом работали и дети были сами себе предоставлены, спала она под кроватью, так как они с четверыми детьми жили в 11-метровке, а она не видит и ей всё равно, где спать. Потом её отдали в дом инвалидов, когда семья получила квартиру и переехала на ул Лескова. Мы с Кокой ходили к ним, когда Альку приводили на каникулы. Она всегда была острижена наголо, даже в доме инвалидов, хотя она уже была взрослой, лет 20. Не знаю, жива ли она, вот с кем хотелось бы встретиться...Алька была старше меня, не знаю, насколько, но я, наверное, была единственной, кто не дразнил и не поиздевался над ней, я думаю, что мой брат тоже этого не делал, так как Кока и мои родители строго следили за этим и не допускали этого. Где же ты Алька Лелюхина? А на фото справа сидит моя мать, а сзади стоит Кока.

2 комментария:

  1. Валя, хороший рассказ про друзей. Одно только было смешно читать, но это не только ты так говоришь, а все мы, русские наверное. Все твои имена без исключения звучат как - Сашка, Галька, Алька, Юрка, Надька. Я приехала из Поволжья в Украину и тоже так разговаривала. Ох, меня и гнобили в школе за то, что я так говорю. Оказывается надо - Саша, Аля, Юра... Так что не серчай - это Подмосковный говор такой у тебя сказывается! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Я и не серчаю,конечно же и нас ругали в школе, чтобы мы правильно произносили имена, а не называли друг друга полуименем. Но я здесь сделала это намеренно, так как посчитала, что будет по крайней мере странно звучать это Надя, Аля, Юра и т. д. Чтобы сохранить колорит простонародный того времени. Сейчас вон у меня внук своих одноклассников всех называет Ксюша, Женя, Саша даже за глаза.А ведь в нашем детстве этого не было. Поэтому и в дальнейшем я буду называть имена, так как они звучали в то время...Не обессудьте уж.

    ОтветитьУдалить