четверг, 22 октября 2009 г.

Мои родители...


Я родилась и выросла в обычной рабочей семье. Мой отец Артюхов Алксандр Васильевич 1919 года рождения, мать Любовь Александровна 1917 года рождения. Оба они были родом из Дальне-Константиновского района Нижегородской области, только сёла разные.Отец из с.Богоявления, но об этом отдельная история будет, а мать из большой деревни Маргуша.В детстве нас с братом на лето часто отправляли туда к тёте Насте, старшей сестре мамы.Транспорта туда почти не было и мы, доехав до райцентра на автобусе, 10 км шли пешком в основном лесом, обычно нас туда отвозил отец. Я помню, как мы очень сильно уставали, так как мы ещё в школе даже не учились с братом тогда и поэтому, когда приходили к тёте Насте, с ног валились от усталости и нас укладывали спать.А наутро уже начиналась деревенская замечатальная жизнь! Но об этом потом.
Мои родители стали жить вместе после войны, откуда отец вернулся с очень тяжёлым ранением в голову. Он был связистом на фронте и получил ранение в битве под Москвой, а потом до конца войны он мотался по госпиталям, у него осколок снаряда застрял в мозге, был пробит череп и ему пришлось делать сложную нейрохирургическую операцию по удалению этого застрявшего осколка, говорили, что это было сделано с помощью магнита, какое тогда было оборудование!...Понятно, что отец остался инвалидом войны и поэтому основным добытчиком семьи являлась мать. Она всё время была на работе, отец часто не работал, а если куда-нибудь устраивался, то это как правило была лёгкая работа за которую мало платили, да и работать он долго не мог, поэтому мы потом и переехали жить в деревню, где отец стал чувствовать себя намного лучше и дожил почти до 85 лет, он умер в 2004г.
Мать мы мало видели в раннем детстве, больше находились с отцом.и с нашей Кокой - это особый человек в моей жизни, я о ней расскажу в отдельной главе. Я помню, как мы ходили с матерью и Кокой на наши участки, где мы выращивали картофель. Мы шли куда-то далеко за тарную базу, потом останавливались на краю участка, я обычно играла там в какие-то камешки, цветочки, а женщины окучивали картошку. Я помню, как я зашла куда-то далеко на чужой участок и заснула в борозде, а мать с Кокой меня долго искали, кричали часа два, наверное, пока я не проснулась и пришла сама. Но меня тогда не наказали, вообще я не помню, что бы нас как-то серьёзно наказывали, Кока нас не давала в обиду и если мы что - то натворим, она обычно уводила нас к себе, пока родители не остынут.
Мои родители зарегастрировали свой брак, когда мне было уже лет 6, я помню, как мы ходмлм с родителями в ЗАГС и во время церемонии мать держала меня за руку.Да и сама церемония была очень простой - просто выписали соответствующий документ и всё, мы пошли домой.
Моя мать была женщиной малограмотной, она окончила всего два класса, тогда считали - писать умеет и ладно. В юности она с сестрой тётей Катей Тихоновой училась работать на тракторе, который появился тогда у них в деревне, ей было - то тогда лет 16 всего, даже парни боялись садиться на трактор, а они вот решились. Вот тогда тётя Катя попала под этот самый трактор и получила травму ноги и груди, так и жила потом без одной груди и хроиой ногой, но это не помешало ей выкормить одной грудью 8 человек детей. А моя мать вскоре переехала в Горький к своему старшему брату, который устроил её работать на Автозавод, где она проработала всю войну и потом долго работала там.
Отец до войны успел окончить 7 классов, потом его забрали в армию, а там война началась и он ушёл на фронт. Вот эти - то 7 классов и позволили ему считаться грамотным человеком по тем временам, а это в свою очередь позволило ему работать впоследствии, когда мы уже жили в деревне, счетоводом в школе, в сельсовете, страховым агентом...
А из детей в нашей семье были только мой старший брат Валерка 1948 года рождения и я - 1950 года рождения. На фото родители с братом.

1 комментарий:

  1. А это правда что дедушка изменил себе дату рождения чтобы его на войну взяли?

    ОтветитьУдалить