вторник, 24 августа 2010 г.

Не туда пришёл...

Вообще, надо сказать, что преподавание в ВШПД было очень неплохо поставлено даже с нами заочниками. преподаватели нам здесь очень нравились и главное, никто не требовал от тебя тупой зубрёжки, как иногда бывает. Очень приветствовалось твоё, так сказать, творческое мышление, может потому, что всё-таки люди уже как бы работали и занимались в основном тем, чему их учили. В целом создавалось впечатление,что мы все как бы обсуждали как лучще сделать своё дело. какой-то настрой был особенный.
Как-то мы проходили через длинный переход в другое здание и увидели нашу знаменитую тогда конькобежку Лидию Скобликову, оказывается, она заведовала в нашем ВУЗе кафедрой физической культуры. Однажды так же был случай, когда на занятиях по физ-ре в группе вьетнамцев, кто-то из них бросил учебную гранату и попал в кого-то из своих и тогда наш юморист Костя Шибаев сказал: "Разве можно вьетнамцам гранату доверять, даже учебную?" Но несмотря на такой демократичный настрой, экзамены было сдавать намного сложнее, чем нам приходилось делать это дома в Нижнем.
К каждому экзамену мы в обязательном порядке писали шпаргалки, даже если ты сам не пользовался. Но это помогало запоминать материал, по крайней мере мне. Я не умела как-то пользоваться чужими шпаргалками, да и вообще шпаргалками и всегда полагалась только на себя и свою удачу, если не на знания. Некоторые шпаргалки были совершенно тупые и не знаю, как по ним можно было что-то ответить...Но обычно мы по группе разделяли по 7-10 штук на каждого и все писали. Мы с Галиной писали ответы на все вопросы для себя, чтобы лучше запомнить. Выходили на пруд под нашими окнами и на солнышке занимались и загорали...Запомнилось мне , как мы сдавали экзамен по АСУ(автоматизированные системы управления) дела для гас в то время совсем новое и мало применяемое в жизни того времени, поэтому совершенно непонятное, а от этого и сдавать было сложно, не то что сейчас в век компьютеров. Мы никуда не ездили, а сдавали прямо здесь в аудитории международного факультета. Я задумалась и ходила взад-вперёд по коридору и вдруг как-то очнулась и увидела себя в окружении большой группы темнокожих людей и почти все были в национальных одеждах, а это наступил перерыв и студенты из какой-то африканской страны вышли в коридор. Мне даже как-то не по себе стало, хоть я и не расист, но такого количества этих людей и вокруг себя я не видела раньше. Тогда это АСУ я сдала как-то, даже не могу сказать как, но, пожалуй, это тот самый случай, когда сдаёшь, не зная, что ты сдаёшь.
Однажды в тот зал, где мы слушали установочные лекции, вошёл пожилой человек спортивного телосложения, он стремительно вбежал на сцену, чем сразу привлёк к себе наше внимание. "Я - профессор Тихомиров. Мой предмет называется НТП и ТТТ ( он так и произнёс аббревиатурой).Это значит "Научно-технический прогресс и техническое творчество трудящихся", но студенты называют его обычно "Не туда пришёл, тут тебе и труба". Хохот в зале. Но это название как нельзя лучше отражало суть этого названия и суть этого совкового предмета. Казалось, ну о чём тут говорить, чему учиться? Тихомирова забыть невозможно, он был очень интересный человек, он рассказал о себе, что 18 лет преподавал в университете в Нью-Йорке, много рассказывал о системе преподавания в Америке, поскольку он и там преподавал технические предметы, то много раз посещал крупные промышленные предприятия и рассказывал о системе управления на них и вообще о производственных системах Америки. Все его лекции были об этом, но что ещё можно было говорить на его лекциях о наших системах? Челловек он был очень интересный, знал почти всех в лицо, с ним запросто можно было общаться где угодно, хоть на улице, но экзамены ему сдавать было сложно тем, что у него был необычный подход к самому процессу и ему надо было показать не сами знания предмета( тем более, что и предмет-то был такой, что не знаешь, что там надо знать), а твою способность мыслить, способность как-то креативно развиваться и учиться, ну, вот что-то вроде этого...Например, он часто задавал такой вопрос студенту: "В какой области Вы работаете?" И если дрожащий студент отвечал, например, "В Ивановской..." Тихомиров просто сразу ставил двойку и выпроваживал недоумевающего студента из аудитории. Кстати, с этого самого вопроса он начал и мой экзамен и я, по-видимому одна из немногих, ответила, что работаю в области связи, а точнее почты и телеграфа. потом я с жаром рассказывала ему, как мы у себя в узле связи первые в России внедрили новую систему и так организовали рабочие места телеграфистов, что теперь они могут работать одновременно сразу на трёх аппаратах( это так и было на самом деле). Он тогда спросил: " Ну, это на телеграфе, А на почте какой может быть научно-технический прогресс для почтальонов? Руки в ноги и бежать." И я рассказала ему как иы внедряем автоматизированную доставку газет и журналов и какой экономический эффект уже получили от этого. Этим мы и на самом деле тогда занимались много у себя в узле связи и даже из министерства связи СССР к нам неоднократно приезжали, так как мы были первыми в России, кто этим занимался тогда и наш опыт потом распространяли везде. Наши почтальоны зарабатывали тогда до 300 рублей, в то время, как обычная зарплата составляла где-то рублей 80 всего. Ещё Тихомиров меня спросил: " А можно поговорить по телефону, просто вот так, достав трубку из кармана, без какого -либо аппарата?" О сотовых мы тогда не слышали, конечно, и я ответила, что я об этом ничего не знаю. Он поставил мне тогда пять и это было всего две пятёрки на нашем курсе. На меня тогда просто все пяльцами показывали...сдать у Тихомирова на пятёрку...это было из ряда вон...

4 комментария:

  1. Я помню эту историю про НТП ТТТ. Но интересно было узнать об этом побольше!:)

    ОтветитьУдалить
  2. А уж африканцы-то как наверное испугались - ходит между ними белая :)) Они тебя наверное обходили, чтоб не задеть.

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, Валя, как интересно! Какой молодец ваш Тихомиров! Мы с тобой много и раньше говорили про разницу в учебе в обоих странах. Но на самом деле такой подход в Америке до сих пор - в ВУЗе тебя учат учиться и мыслить, потому что когда приходишь на работу, все-равно, нужно ехать на курсы и что-то учить опять. То есть сама цель боразования - основы предмета знать и уметь быстро схватывать и обучаться. Мы тоже много говорили на эту тему с моим педагогом, что только что уехала в Россию. :) Замечательный рассказ. И прикол про Ивановскую область!

    ОтветитьУдалить
  4. А, еще вспомнила анекдот про интернациональных студентов из времен моего студенчества. В столовую приходит русская девушка и просит, Дайте мне одну булку и одно кофе. Продавщица возмущается, Девушка, кофе - он мужского рода. Тут подходит афро-американец и просит, Дайте мне один кофе....Продавщица обращатеся к девушке, Видите, даже иностранцы говорят правильно! А афро-амеркианец пролоджает - и ОДИН булка!

    ОтветитьУдалить