воскресенье, 14 марта 2010 г.

Как молоды мы были...


Когда я поступила в педучилише, мне только исполнилось 15 лет. Училась я хорошо как в школе, так и в педучилище. Но так как вступительный экзамен написала на тройку, то первый семестр я стипендию не получала, а потом уж всегда была со стипендией в размере 20 рублей. Общежитие у нас тогда было маленькое, поэтому туда поселяли только бывших детдомовских и тех, у кого была неполная семья или тяжёлое материальное положение в семье. Мне не полагалось места в общежитии, поэтому я жила на частной квартире на ул. Полевой,23. Хозяйка наша мордовка тётя Настя была ужасная грязнуля и неряха, столько было в доме клопов, мы их постоянно морили, но толку никакого, ведь она на своей половине дома их не морила. Я уж не хочу писать о вшах, которых мы периодически выводили, а потом снова они нас сжирали. А потом у всех поголовно в городе была эпидемия чесотки. По-видимому, кто-то подхватил, а так как мы спали по двое, жили в каждом доме как селёдки в бочке, то быстро эта зараза распространилась и довольно долго свирепствовала в городе. Вот такой он был грязный город Лукоянов начала 70-х прошлого века. За квартиру я платила сначала 7, а потом 8 рублей - вот их-то мне и присылали мои родители. А жила я на стипендию. Я и сейчас не могу понять, как я ухитрялась прожить на эти деньги, а ещё и книги покупала и не только учебники. Родители мои считали, что нельзя баловать деньгами, а вот я иногда думаю, сами бы попробовали прожить на эти деньги...А ведь хотелось и в кино сходить, и на танцы в ДК. Ну, в кино всё-таки выкраивалось как-то, а вот на танцы я не ходила до 4-курса, денег не было и время на это. Основная еда у нас тогда была, это хлеб, вода и сахарный песок, иногда томатный соус с хлебом, а кильки в томате - это деликатес. Девочки, с которыми я жила, иногда ездили домой и привозили что-нибудь из продуктов: картошки, мяса, овощей каких-нибудь. Я не ездила, так как одна поездка обходилась в полстипендии, а продуктов я всё-равно не привезу и денег родители не дадут. Поэтому, меня девчонки просто жалели и угощали, кто чем мог, пока у самих хоть что-то было. Я спала на одной кровати со своей тёзкой Валей Рубцовой из нашего района, вот она как старшая по возрасту и руководила мной. Я в быту была полный ноль и ничего не умела делать, вот тогда меня жизнь заставила научиться многому и к последнему курсу, когда я перешла на новую квартиру, я там оказалось самой старшей по возрасту и уже сама руководила своими соседками и тётя Поля, наша хозяйка, ко мне обращалась, если возникали претензии к нам по вопросам уборки или чьего-то поведения. Тётя Поля была женщина более чистоплотная и там у нас клопов и вшей не было ни у кого. Вот это последний год в Лукоянове мне запомнился более всех, на квартире мы жили весело, нас было 10 человек в двух комнатах - 6 (это наша), в другой - 4. С нами жили 4 медички, студентки из медицинского, весёлые такие девчонки, смеялись много, из-за чего нас хозяйка и ругала частенько. Со мной на одной кровати спала Тоня Хитина, никогда её не забуду, но вот разыскать никак не получается, она на курс младше училась. Такая озорная и смешливая была! А потом две сестры Римма и Соня Власовы из Ворсмы. Римма играла на баяне очень хорошо, мы собирались около дома в тёплое время года, а в соседнем доме жили парни, которые приходили к нам в гости. Вот такая компания у нас подобралась, что за словом в карман ни одна девчонка не полезет. Римка играет, а я плясала всегда, Тонька анекдоты шпарит...Мне 19 было тогда, а одному парнишке 16, вот он на меня глаз положил, как приклеенный ходил за мной, мы над смеялись, а он ни на что не смотрит, цветы носил из собственного сада, конфеты на стипендию покупал (он учился в С/х училище). Мы конфеты возьмём, а сами уйдём домой. Я уж не знала, как отвязаться от него. Так и длилась эта его неразделённая любовь, пока я совсем оттуда не уехала.
Занятия в училище начинались в 8 утра, вскакивали в 7-30, быстро-быстро умыться, собраться и бежать. Звонки давались два раза, второй для учителя, и надо было успеть чуть раньше учителя в класс влететь. Сидела я с Ниной Николаевной Павликовой. У нас в группе было две Нины Павликовых, вот мы и различали их по отчеству, на третьем курсе одна из них ушла из нашей группы, но привычка осталась. Впереди нас сидели Коля Спирин и Володя Радаев, которые постоянно у нас списывали всё что можно и что нельзя. Как-то нам по математике всем 2 поставили, хотя мы выполнили все задания на 4. Наша преподавательница Огородникова Ольга Александровна сказала, что девочки выполнили задания, но так как мальчики списали у нас, то должны с ними поделиться, вот она и поделила отметки. Пришлось пересдавать. Я считала, что сильна в гуманитарных науках. а математика не мой конёк, но Ольга Александровна была уверена, что в математике я не менее сильна, вот только не занимаюсь ей. Она оказалась права и ВУЗ я окончила математический(экономический факультет), вот тогда там я открыла для себя математику и поняла, что она не так уж и трудна, если её понять и даже красива. А вот тогда я почему-то чаще видела ответ, а вот как объяснить и как подойти к этому решения, не знала. Мы с Ниной так на контрольных и решали по очереди оба варианта - я говорила ей, что должно получится, а она подгоняла это под ответ. Ничего, часто сходило с рук нам это. Особенно, по геометрии и стереометрии, по физике задачи так же решали. На фото мы с Ниной Павликовой в каком-то кабинете в перерыве.

5 комментариев:

  1. А помнишь, когда мне на 16-летие Никита цветы принес, я перед его носом дверь захлопнула... Интересно, откудо-это у меня?... ха-ха

    ОтветитьУдалить
  2. Помню...и как я тогда рассердилась на тебя, хотя старалась не показать этого. Но вообще, это плохие поступки не могут служить кому-либо примером...

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я сама этим не горжусь особенно. Я не помню, если я тебе говорила. Но у меня была возможность извиниться перед Никитой. Как-то раз я его встретила по дороге домой(2-3 года спустя, кажется. Я по-моему, была на 1-ом курсе в Гуманитарном), и так как мы шли в одну сторону, мы шли вместе и я попросила у него прощения за мой поступок. Он извинения принял, и попрощались мы на дружеской ноте или по-крайней мере он меня перестал ненавидеть:)

    ОтветитьУдалить
  4. Ну я же говорила, что Лена в маму пошла!
    Валя, очень интересные истории, прямо как со страниц книги сошли твои персонажи. С большой теплотой читаю твои рассказы и очень рада, что "Просто Женщина" жива и дышит снова! :)

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Инна! Всегда рада таким читателям!

    ОтветитьУдалить