пятница, 20 ноября 2009 г.

Школа.


Вот и наступил этот ответственный момент в моей жизни и я иду в школу! Мать сшила мне коричневое штапельное платье, два тоже штапельных фартука - чёрный и белый, такая у нас была тогда форма.Я всегда ходила с косами до 8 класса, с белыми бантами по праздникам и разноцветными в будние дни. И вот я впервые вошла в свой класс. Класс у нас был небольшой, но это была малокомплектная школа, поэтому мы учились вместе с третьим классом, то есть два ряда - первый класс, два ряда - третий. Это не очень легко для детей и для учителя тоже. Когда через 12 лет я снова вернулась в свою школу в качестве учителя, мне тоже пришлось работать некоторое время в таком классе.Наша учительница Вера Семёновна Жадеева была женщиной доброй, какой-то домашней, без возраста. Одета была всегда в какую-то тёмную деревенскую одежду, вечно с тёплой клетчатой шалью на плечах. Мой брат учился на класс старше и попал в класс Валентины Павловны Сергеевой - она считалась более строгой учительницей и говорили, что лучше учила, не знаю, нам с Верой Семёновной было очень хорошо. Вообще, учителя в школе были все какие-то близкие и домашние. Может, потому что их было немного и каждый учитель вёл несколько предметов как правило, а может потому, что наш отец работал в то время в школе и к нам отношение было как к детям сотрудника. Сама школа была небольшая, деревянная с печным отоплением, от которого мы каждую зиму по несколько раз угорали. Тогда приходили к нам из местного медпункта, давали нюхать нашатырь, особо пострадавших освобождали от уроков, что особенно было приятно нам, ученикам.Школа была восьмилетняя, а дальше нужно было ездить в райцентр Д-Константиново. Огромный, как казалось тогда, зал посредине школы, который служил нам и актовым, и спортивным, где проходили наши перемены, а в конце зала находилась учительская.Это было самое тёплое место, так как печка, отапливающая учительскую, одной стеной выходила в зал и мы стремились занять местечко у этой стенки. Во время перемен дежурный учитель проводил какие-либо игры, чтобы мы не бегали и не озоровали. Когда были маленькие, то в игры играли, а потом избегали этого. Летом на улицу выходили во двор, да и зимой выбегали и катались на ледяных дорожках. Однажды я так раскатилась, что упала и сильно ушибла колено, идти не могла и учительница биологии Антонина Дмитриевна внесла меня в школу на руках. Потом у нас при школе разбили сад хороший, где мы работали с учителями, ещё при школе жили кролики одно время, за которыми мы ухаживали. В школе было интересно мне и я с удовольствием туда ходила, назад возвращались всегда одной дорогой - мимо старой церкви, мимо сельсовета, переходили через трассу, шли вдоль всего Глухого порядка и вот мы дома. В школу ходили толпой, заходили друг за другом, так как мы жили почти на краю, то к нам заходили дети из соседней деревущки Учеватихи, а дальше по пути собирали всех. Так получилось, что моя подружка Валька Панова, хоть была младше меня, но когда я училась в третьем классе, она пошла в первый и мы вместе с ней учились у Веры Семёновны. У нас работали разные кружки, которые вели те же самые учителя, я с удовольствием занималась в танцевальном кружке и на каждый праздник мы разучивали какой-то новый танец, сами шили костюмы, что-то придумывали, ставили сценки, все праздничные мероприятия проходили на подъёме, наверное, потому что были детьми и по-другому смотрели на мир, который казался нам тогда добрым и надёжным... Я тогда даже не могла подумать, что пройдёт всего несколько лет и я вернусь в эту щколу в качестве учителя и всё будет по-другому...будут жалобы, скандалы, интриги...обычные взрослые отношения. На фото - учителя, а во втором ряду слева крайний стоит мой отец.

3 комментария:

  1. Замечательный рассказ, Валя! Прямо как писательница, особенно мне понравился конец. Такая трактовка с акцентом - обычные взрослые отношения...И правду, как в жизни!

    ОтветитьУдалить
  2. Я тоже смогла вкусить прелести малокомплектной школы. В первом классе, когда училась в Гавриловке. Уроки физ-ры, пения, рисования и труда у нас почти всегда были совместными со вторым и третьим классами. Сейчас это забавно вспоминать, а тогда для меня это было совершенно естественно - другого я не знала, пока не переехали в Нижний.

    ОтветитьУдалить