вторник, 10 ноября 2009 г.

Пановы.

Немного наискосок на другом порядке стоял низкий какой-то приземистый дом Серафима и Палаги Пановых. К нашему приезду в деревню у них было трое детей - Колька - Пупсик, Валька - косая и Костенька. Но имя Костенька к нему как-то не прижилось и его стали звать просто и без претензий Коська, а Костенька произносили, когда хотели его как-то подковырнуть. А потом у них родился Витька-Витенька. Вот в моей памяти осталась эта тёмная, грязная изба, тучи мух, кружащие и жужжащие над лежащим на полу грудным ребёнком, с лицом, покрытым марлей. Это Витеньку клали на пол, чтобы не упал с кровати, когда родителей не было дома, он оставался на попечении своих старших братьев и сестры. Вот эта семья и эти дети были нашими главными друзьями, на первых порах даже единственными, так как мы мало кого тогда знали, потом в школе уже познакомились с другими. Как я уже писала раньше, через нашу улицу Глухой конец шла очень грязная, совершенно не проходимая дорога. Чтобы перейти через неё, надо было надевать болотные сапоги, а поскольку их не было у ребятишек, то мы перебирались через дорогу, чтобы играть на той или иной стороне, босиком по уши в грязи. Моя подружка и тёзка Валька Панова всегда до поздней осени ходила босиком, как и её братья. А нам мать не очень - то это разрешала, может, из-за моего ржавого гвоздя, но мы всё равно ходили босиком по траве, когда родители не видели. Когда я переходила через дорогу к Вальке босиком, потом вытирала ноги об траву и надевала обувь. А мать потом удивлялась, почему у меня обувь всегда внутри грязная? Эта Валька была очень толстой и неуклюжей девочкой с косыми глазами. В деревне к ней как-то относились не очень хорошо, как-то с насмешкой и другие дети с ней не очень дружились. А вот с ней мы как-то сразу подружились, хотя моя, так сказать репутация, пострадала в какой-то мере, так как после этого и меня не сразу приняли в свой круг деревенские ребятишки. Этому способствовала и моя неместная речь и даже моё имя. В семье ещё в городе нас родители звали Валерик и Валечка. В городе это было нормально, а в деревне это оказалось как-то не к месту и над нами стали просто смеяться и произносить это как-то иронически, с насмешкой. Да ещё наш городской говор, но мой брат как-то быстро переделался и его стали звать Валеркой и говорить он стал на О, а вот я так и не научилась этому разговору и всё время, что жила в деревне, говорила на А, как в городе. То, что надо мной смеялись при этом, меня не задевало как-то, наверное, сказалась привычка к насмешкам ещё в раннем детстве. Вот вскоре и отстали с насмешками, хотя иногда кто-нибудь и в более старшем возрасте поддевал меня этим говором. Конечно, кое-какие деревенские словечки и у меня прижились навсегда и надолго, но в целом всё-таки моя речь отличалась от других. А ещё это моё городское имя! Я очень страдала от него, когда шла по улице и мне кричали ребятишки :"Валечка-Валечка!" Казалось бы, ну что плохого, но как-то это произносилось с издёвкой, что звучало как прозвище. Вот моя подружка Валька Панова и придумала и стала первой звать меня Валюшкой и это как-то прижилось и Валечка стала забываться. Вообще, в деревне имена имеют большее значение, чем где - либо и выражают отношение к человеку, так мне кажется. Как в семье относятся к тебе, так и называют, а ещё улица должна принять или не принять твоё имя. Обычные имена Танька-Манька - это норма, а вот если тебя называют уменьшительным именем, то это иногда чревато, но бывают и такие имена приживаются. Вот была у нас в деревне женщина, так её звали Аннушка - Пяндесят, это она так произносила "пятьдесят", это имя Аннушка произносилось с насмешкой. Имя Марина - вообще хуже не бывает! Звали в конце улицы одну взрослую женщину Мариной, так её почти дурой считали - ну, что, мол, с неё взять, она же Марина! Поэтому, повезло тому, кого звали просто полуименем Манька, например, значит ты свой и претензий к тебе нет. С фамилиями на первых порах тоже путаница случалась, так как известно, что кроме твоей официальной фамилии, у всех почти есть ещё уличная фамилия. Когда пошла в школу, то с удивлением обнаружила, что Машка и Лизка Петровы вовсе и не Петровы, а Ларцевы, Точковы не Точковы, Маловы не Маловы и так далее. Оказалось, почти у всех детей есть ещё одна фамилия. Нам повезло, так как у нас фамилия была одна Артюховы и мы в нашей деревне были единственные с этой фамилией, что нас тоже выделяло из всех. Не знаю, почему так случилось, ведь мой отец был родом из этого села, наверное, у моего деда не было братьев, а сёстры вышли замуж и сменили фамилии. Всё-таки двоюродные родственники у моего отца были и тётку одну вспоминаю...
А потом Пановы стали строить новый дом, а мы постоянно играли на срубах, а ещё мне запомнилось, как мать Вальки Пановой пекла ржаные пироги с вишней и вкусней этих пирогов ничего на свете не было!..Пироги пекла она всегда большие, во весь противень, они лежали на столе, прикрытые от мух не совсем свежей тряпицей, мы как могли терзали их и ели с молоком или просто так. Мой брат дружил с другими ребятишками, а я в этой семье была своей, почти пятым ребёнком. Но вот почему - то сейчас наши дороги с Валькой постепенно разошлись и мы редко общаемся, хотя она долгое время жила в городе, даже на Автозаводе и даже на Мончегорской в 16 доме!

1 комментарий:

  1. Надо же как интересно про имена узнать было... Хорошо что мне не надо было помнить мои 2 фамилии:)

    ОтветитьУдалить