четверг, 20 марта 2014 г.

Мои бабушка и дедушка Артюховы.


Это моя бабушка по линии отца - бабушка Настя ( Анастасия Ивановна Леонова - Артюхова) К сожалению не сохранилось фото моего деда Василия. По рассказам родственников моя бабушка родилась в конце 19века, где-то, примерно, в 1895 г. Она умерла в год рождения Лены. Я запомнила это, потому что, когда её хоронили, я только что выписалась из роддома с Леной и поэтому не могла пойти на похороны. Это было 1 или 2 сентября 1982г. Ни дня рождения, ни даты смерти дедушки я не знаю. Знаю только, что умер он много раньше бабушки, я ещё была маленькой. В моей памяти сохранился его образ - такой огромный бородатый человек, босой и что меня поражало, так это его ногти на ногах...длинные, наверное, никогда нестриженные, жёлтые...Мне было года три-четыре, меня привезли в дом деда и бабушки на плетёных санках, зимой и там я увидела этого большого заросшего волосами человека со страшными ногтями...Это всё, чем запомнился мне дед. Говорят, что мой родной брат Валерий ростом пошёл в деда Василия.
Мои дед и бабушка Артюховы родом из Дальне-Константиновского района Нижегородской области. Дед из Богоявления, а бабушка из другого близлежащего села, название я не знаю. Они жили в Богоявлении со своим большим семейством - у них было 8 детей: Таисья, Александра, Екатерина, Алексей, Александр(мой отец), Иван(погиб на фронте на Курской дуге), Анна, Валентина(моя крёстная). Семья была не богатая, но и не бедная, по тем временам, так как много работали, работников не держали, всё делали сами и дети работали вместе с родителями. Мне отец рассказывал. что уже с 4х лет его оставляли дома глядеть за младшими, вот он и был главной нянькой своим младшим сёстрам и брату. Наверное, поэтому я всегда удивлялась, что мой отец умел готовить, делать домашние дела, но мало смыслил в чисто мужских делах и всегда нанимал людей, если нужно было что-то построить, подлатать и т. д. Дед скопил деньжонок и купил небольшую мельницу, но тут началось раскулачивание, стали всё отбирать. а кулаков увозили в дальние края...Вот тогда, боясь, что его запишут в кулаки, дед всё продал и со своим большим семейством уехал на строительство автозавода в Нижнем Новгороде...Там он купил дом в деревне Монастырка и вся семья работала сначала на строительстве автозавода, а потом подросшие дети работали и на автозаводе. А в Богоявлении осталась только старшая дочь Таисья, которая ко времени отъезда семьи вышла замуж за местного парня Фёдора Голованова...
Я хорошо помню этот дом в Монастырке - небольшой, с палисадником и пристроем сзади. Дети росли и вылетали из гнезда, дом стоял и там остались жить семья младшей дочери Валентины, с которой жила и баба Настя, в пристрое к дому жила семья другой дочери Анны, к которым я часто ездила в гости, когда мы уже жили в деревне. Но город рос, сносили старые дома...деревня Монастырка вошла в черту города и улица, где стоял дом деда, стала называться ул. Сержантская, сейчас это Южное шоссе и дом стоял на Южном повороте . Дом деда снесли и семья Валентины переехала на ул. Лескова, а семья Анны на ул. Веденяпина -4а...
 Когда мы жили в Богоявлении, то бабушка приезжала к нам, иногда привозила моего двоюродного брата Сашу Леващова - сына Валентины и всегда останавливались у нас, как-то дочь Таисья не очень приветливо мать свою встречала...Я помню бабушку в длиной тёмной юбке, всегда в платке, сидит у окна и читает нам с Сашкой "Жития святых". Я понимала, что это святые книги, как мы их называли, а маленький Сашка просил: "Бабка, почитай страшные сказки." Мне не пришлось много общаться с моей бабушкой, так как мы всегда жили отдельно от неё, только в гости иногда ходили - ездили, но она всегда по-доброму к нам относилась...Последние лет пять своей жизни, она уже почти никого не узнавала, ничего не понимала...Надо отдать должное моему брату Саше Левашову, который до последних дней ухаживал за бабушкой, которая его вырастила.
Я немного пишу не по порядку, так как пропустила описание семьи Тихоновых, поэтому напишу о них в следующем рассказе, а потом вернусь к линии отца снова...

Комментариев нет:

Отправить комментарий