среда, 11 апреля 2012 г.

4.

Отдельная история, как Образцовы оказались в Гороховце. Павел и его брат родились в Челябинске, там прошли первые годы их детства. Часто Павел рассказывал, как они с братом на яках катались. Вот и всё, что у него в памяти от тех лет осталось. Вообще, семьи и матери и отца были раскиданы по прежнему Союзу. Мать Евгения Кузьминична была родом из Владимирской области, деревня Светильново или Святильново, не знаю точно как правильно, это недалеко от Гороховца. Откуда родом отец Пётр Павлович, я точно не знаю. Но обе эти семьи были вывезены в Сибирь в те годы, когда шло активное раскулачивание в стране, в первые годы советской власти. Были ли они на самом деле кулаки, не знаю, тогда, как мы знаем из истории, часто под раскулачивание попадали совсем не кулаки, а просто чем-либо не угодившие местным властям. Но вроде, со слов мужа, семья отца была действительно зажиточной, кулацкой семьёй. А из Сибири дети уж как могли выбирались сами, где смогли, там и осели. Так у Петра Павловича двое, не знаю точно, то ли братья, то ли сёстры жили( живут) в Таллинне, две сестры Елена Павловна и Мария Павловна жили( живут) в Нальчике. У Евгении Кузьминичны старшая сестра Ольга жила в Новосибирске, сестра Любовь и брат Вадим - в Алма-Ате, тётя Полина - в Нижнем. Поэтому Пётр Павлович с Евгенией Кузьминичной и приехали во Владимирскую область на родину Евгении Кузьминичны. Связь с родными поддерживалась слабо. Когда выбирались из Сибири, часто уезжали нелегально, поэтому не сообщалось, кто и где устроился. Ну, а потом уж, видно, отвыкли друг от друга...но всё-таки кровь тянула и однажды в Гороховец пришло письмо от родственников из Эстонии. Мы уже были женаты первый год, наверное. Тогда Павел с отцом и тётей Зиной ездили в гости в Таллинн, я работала и не ездила с ними. Тогда я только запомнила имя Сергей - это двоюродный брат Павла, в общем, есть там родня, с которой мы не знакомы.
Потом было письмо из Нальчика от Елены Павловны. Это письмо пришло, когда сам отец уже умер. Тогда мы с Павлом собрались и решили в отпуск съездить туда и познакомиться с тётушками. Тем более, что у Павла, как работника МВД(пожарные относились именно к этому министерству) проезд был бесплатный на поезде. С нами поехал и мой брат Валерий, он тогда был ещё не женат. Мы взяли билеты на самолёт, но мужчины просто заплатили разницу в стоимости билетов, так что нам это получилось недорого совсем. Мы прилетели в Минводы, кажется, потом на автобусе добрались до Нальчика. У нас на руках только письмо и адрес, мы едем к людям, которых совсем не знаем и никогда не видели. Мы знаем, что где-то здесь в этом небольшом городке живёт сестра отца, которая нас хотела видеть, где-то здесь же есть и вторая сестра, но о ней мы вообще ничего не знаем. Мы спрашивали очень многих, мы очень долго искали нужную нам улицу. В конце концов, мы приехали куда-то на окраину, вот где-то здесь , но никак не можем найти. Идёт женщина, мы к ней: " Не подскажите ли где такая-то улица?" Она нас повела, говорит, а какой дом вам надо? А дома там все частные были. Когда Павел назвал нам номер дома , она так внимательно на него посмотрела и спрашивает: " А Вы не Петра Павловича Образцова сын?" "Да." " А я Мария Павловна - его сестра и ваша тётя" Вот как Павел был на своего отца похож! "Так вы к Елене Павловне приехали, я покажу вам её дом." Мы говорим, что мы и вас рады видеть, просто её искали, потому что её адрес у нас, а они, оказывается, почти напротив друг друга жили. Но мы -то откуда тогда это знали! Но тётя Мария на нас тогда обиделась и не очень с нами общалась. У неё был взрослый сын, он пил и с нами исключительно на этой почве хотел общаться, но мы ему оказались не компанией. Один раз нас этот сын(имя его я забыла) пригласил в гости, так тётя Мария ушла из дома, вот как она нас привела к дому Тёти Елены, так мы больше её и не видели.
А тётя Елена и её семья нас встретили очень хорошо, у неё был такой уютный дом, с летней кухней и верандой, увитой виноградом, огромный сад, в котором росли экзотические для нас фрукты и даже грецкие орехи. Но мы приехали в такое время, когда ещё всё было не созревшее. Они нас угощали своим домашним вином, которое было вкусно пить, но от которого у меня совсем отнялись ноги и после ужина я не могла сделать ни шагу - вот смеху было! Про тёту Марию она тогда сказала, что, мол, вы подождите, не обижайтесь, она отойдёт и всё будет нормально. Но, видно, не судьба. Мы там очень хорошо отдыхали, там где-то посреди города было озеро и пляж, куда мы ходили купаться и Валера там потерял деньги или у него украли. Ещё мы катались на подвесной горной дороге, эти фотографии у нас есть дома. Как-то тётя Елена повела нас на местную барахолку, где продавали изделия из шерсти горных овец и коз. Хотели купить Павлу свитер, пока мерили, у меня из сумки вытащили все деньги, что были. Вот поэтому, пробыв там всего пять дней и оставшись совсем без копейки, причём, денег не было ни у нас, ни у моего брата, мы решили уехать домой. На обратную дорогу денег нам дала тётя Елена, она же купила нам несколько женских шапок местного производства для того, чтобы я продала в Нижнем. Конечно, ничего я не продала, где кому-то подарила, где сами износили, но деньги мы выплатили всё родственникам. Так и уехали, не успев поладить с тётей Марией и потом больше как-то не переписывались и не поддерживали отношений...

2 комментария: